среда, 27 апреля 2011 г.

Свердовская область: долго ли Мишарину быть зиц-губернатором?

Александр Мишарин







Последние месяцы Свердловская область не сходит с первых мест в упоминании регионов в центральной прессе. И связано это, к сожалению, не с достижениями свердловчан, а с постоянными скандалами, сотрясающими ее, Губернатор Александр Мишарин то ли не видит, что творится за его спиной, то ли уже смирился с происходящим и приискивает себе новое теплое местечко. На ведущие позиции в области стремительно выдвигается вице-мэр Екатеринбурга Владимир Тунгусов, весьма ловко использующий в своих интересах руководителя администрации области Вячеслава Лашманкина. При этом Тунгусову удается оставаться «в тени», а Лашманкин очень удачно «переводит стрелки» за все неудачи и скандалы на своего непосредственного шефа – Мишарина.


С начала года многие жители области вдруг обнаружили, что в аптеках исчезли лекарства, отпускаемые по льготным ценам. Это касается и тех категорий больных, которые в прямом смысле слова не могут жить без лекарств, в первую очередь диабетиков. Всего без льготных лекарств осталось 134 тысячи человек. Но при этом аналогичные лекарства, но по полной цене, были в достаточном количестве. Делать нечего – получив отказ в приобретении льготных лекарств, люди были вынуждены покупать обычные, это ведь для многих дело жизни и смерти. Достаточно быстро выяснилась причина такой ситуации – оказывается, местные власти «забыли» провести тендер по этому вопросу. Несколько месяцев тянулась волокита, а местные фармацевты продолжали набивать себе карманы на счет далеко не самых богатых свердловчан. По области поползли слухи о прямом сговоре команды Мишарина с фармацевтами, о чудовищном «бизнесе на крови». Но есть и более простое объяснение. Ответственные за ситуацию прекрасно понимают, что никто не гарантирует им стабильности, что они могут потерять вои кресла любую минуту. И, используя неразбериху, пытаются наворовать как можно больше. Чтобы и на жизнь осталось, и хватило расплатиться с теми, кто их будет сажать. Но последнее вызывает большие сомнения, так как правоохранительные и судебные органы области неоднократно демонстрировали свою неподкупность в делах, связанных с «сильными мира сего».


Ситуация с лекарствами начала меняться только после того, как об этом начали писать центральные СМИ, по центральному телевидению прошли соответствующие сюжеты. Губернатор Александр Мишарин взял вопрос под личный контроль (пусть и номинально, т.к. «личный контроль» Мишарина обычно уходит в небытие), председатель правительства области Анатолий Гредин провел ряд совещаний, федеральный министр здравоохранения Татьяна Голикова подвергла местные власти жесткой критике. В конце марта Мишарин провел «показательный рейд», посетив несколько аптек – и по местному телевидению показали, и в местных газетах написали, что проблема наконец-то решена. Но уже на следующий день свердловчане поняли, что это была не более чем «потемкинская деревня». В те аптеки, которые посетил губернатор, действительно завезли небольшое количество льготных лекарств, которые моментально закончились, ну а в других, которые не удостоились высочайшего посещения, их вообще не увидели.










Владимир Тунгусов




Вячеслав Лашманкин





К делу подключилась прокуратура, потребовавшая привлечь к ответственности сотрудников областного минздрава, и в первую очередь свердловского министра здравоохранения Аркадия Белявского. Вопросом обеспокоилась и областная дума, потребовавшая отставки Белявского. Тот в ответ спешно ушел на больничный... Скорее всего, с больничного он отправится прямиком в отставку.


Наконец на прошлой неделе Гредин подписал распоряжение областного правительства, согласно которому из областного бюджета выделяется 147 млн.рублей на закупку льготных лекарств. Но что интересно – правительство не внесло этот документ на обсуждение в областную думу, а ведь дума обязана рассматривать (и утверждать) любые расходы местного правительства на сумму более 20 млн.рублей. Да и тендер был проведен как-то странно... В настоящее время информация о нем есть на сайте областного правительства, а совсем недавно ее там не было... Получается, что у местной прокуратуры есть все основания обжаловать это распоряжение, приостановить исполнение контракта, в результате чего свердловчане по-прежнему будут сидеть без льготных лекарств, а фармацевты в сговоре с чиновниками – набивать карманы. Думается, что эта история еще очень далека от завершения, и весьма вероятно, что в итоге ряд ее участников ожидает уголовный финал.


И эти процессы уже начались. Помощница Мишарина и Лашманкина Лилия Долганова довела дело до того, что в резиденции губернатора 22 апреля прошли обыски. Искали документы, связанные с делом ООО «Торговый дом «Деликатесов и Ко», которым владеет муж Долгановой. Используя административный ресурс, супруги Долгановы набрали товаров на реализацию на десятки миллионов рублей, а затем запустили процесс «контролируемого банкротства», просто-напросто обманув поставщиков.


Почему Лашманкин продолжал поддерживать мошенницу Долганову? Почему у нее есть не только пропуск в резиденцию губернатора, но и кабинет там? Почему Лашманкин продолжает давать Долгановой автомобиль резиденции, зная что уже несколько месяцев назад было возбуждено уголовное дело по мошенничеству? В результате, впервые в новейшей истории России в резиденции российского губернатора проводится обыск! Эта серия подстав губернатора Мишарина со стороны Лашманкина – почему и с какой целью она стала возможна?


Не столь социально значимая, но не менее коррупционная история развернулась вокруг покупки администрацией Свердловской области особняка для своего представительства в Москве. Администрация справедливо посчитала, что областная дума вряд ли одобрить многомиллионную сделку (собственно, чем плохо имевшееся представительство в условиях, когда социальные статьи областного бюджета отнюдь не процветают?) и выбрала «обходной путь». ГУП Свердловской области «Монетный щебеночный завод» получил от администрации области распоряжение оплатить эту сделку – и, естественно, взял под козырек. Непосредственно курировал сделку представитель области при федеральных органах власти Эрик Бугулов, имеющий статус вице-премьера области (его на эту должность очень «удачно» продвинул Тунгусов), ну а распоряжения все участники получали непосредственно от руководителя администрации Вячеслава Лашманкина. Поговаривают, что в этой сделке поучаствовал и некий высокопоставленный чиновник из Администрации Президента. Учитывая последние тенденции на федеральном уровне, однозначно, что Генеральная прокуратура озаботится этим вопросом. Ведь и в этом вопросе исполнительной власти удалось объехать на кривой законодателя – никто с областной думой этот вопрос не согласовывал. А прибыль от «Монетного щебеночного завода» является важной статьей дохода бюджета области... Ну а к тому же «под шумок» расходы на содержание представительства – читай чиновников - были увеличены на 80%.


Похожая схема была реализована и при нахождении дополнительных источников финансирования выставочного комплекса «Евразия-Экспо» (об этом амбициозном проекте с явными признаками коррупции мы уже рассказывали). Она была реализована при непосредственном участии двух закадычных друзей – Михаила Максимова, получившего в награду непыльный пост министра инвестиций и недавно назначенного руководить МУГИСО Виталия Недельского.


Уже после выхода нашей статьи выяснилось, что недостающие по сравнению с первоначальной сметой более 5 млрд.рублей правительство Свердловской области получило в виде кредита от Сбербанка, а в качестве обеспечения передало последнему процветающий ГУП «Свердловская птицефабрика». Где правительсто области возьмет деньги для погашения кредита – не ясно, а точнее ясно, что оно их не найдет и птицефабрика таким образом отойдет к Сбербанку. За Сбербанк, конечно, можно порадоваться, а вот за областной бюджет – нет, так как эта фабрика также своевременно его наполняла. Эта сделка также прошла в обход областной думы.


При этом важно отметить, что губернатор Свердловской области Александр Мишарин проигнорировал требование ежегодно отчитываться перед Облдумой। Пример Владимира Путина, отчитавшегося перед Думой, пока также не побудил свердловского губернатора к выполнению требований закона.


Ну и, конечно, история с «Мерседесом» представительского класса для губернатора, благодаря которой Мишарин приобрел поистине всероссийскую известность. Автомобиль стоимостью 7,8 млн. руб. был закуплен без проведения конкурса, с использованием мелкого жульничества. Курировал этот вопрос Лашманкин. Об этом скандале широко рассказала центральная пресса, что отнюдь не мешает Мишарину пользоваться машиной.


Все эти «художества» администрации Свердловской области уже привели к тому, что рейтинг власти (и партии «Единая Россия») упал здесь до критического минимума. Это нашло свое отражение в ходе выборов 13 марта, когда ЕР уже во второй раз подряд потерпела сокрушительное поражение. Но несмотря на то, что практически все наблюдатели единодушно называют главным виновником этого поражения ставленника Мишарина Вячеслава Лашманкина, оба руководителя, что называется, и «в ус не дуют». Областная дума разражается резкой критикой, общественность волнуется, появились даже заявления о том, что в таких условиях в области может быть легко разыгран «оранжевый сценарий». А им – хоть бы что!


В Областной думе нарастают резко критические настроения по отношению к команде губернатора, весьма умело подогреваемые Тунгусовым. Уже сейчас, вместо того чтобы снимать отдельных дискредитировавших себя министров, готовится вопрос отставки всего кабинета по главе с утерявшим всякий авторитет, а также подставившимся под ряд уголовных дел, Грединым. И вот тогда Тунгусов добьется своей стратегической цели – паралича всей деятельности Мишарина в области, после чего его отставка станет неизбежной. Ведь терпение федеральных властей небезгранично.