Ситуация вокруг конфликта между Волховским ЗАО «Метахим» и поставщиком сырья ОАО «Апатит» (входит в группу «ФосАгро») вот уже несколько недель в центре внимания федеральной прессы. «Апатит» не может поставлять сырье по– «Метахим» готов остановить производство. Лейтмотив защитников «Метахима» прост и предсказуем: уберите руки от градообразующего предприятия, в противном случае, получите социальный взрыв не хуже пикалевского.
Власти Ленобласти эту проблемы серьезной не считают - губернатор Ленообласти Валерий Сердюков уже заявил, что готов трудоустроить всех уволенных. Видимо, большинство из них - за пределами города. Вполне достойное решение проблемы. Однако владельцы «Метахима» продолжают настаивать – обращаются с письмами в прокуратуру, ФАС и, наконец, к Президенту РФ. Логика понятна – менеджменту хочется сохранить свое предприятие. Но так ли это необходимо Ленобласти? Кому вообще нужен функционирующий «Метахим»?
Экономика вопроса
Если отвлечься от социальной риторики и разобраться в экономической стороне вопроса, становится ясно - предприятие “Метахим” стране не нужно. Триполифосфат, который оно выпускает – устаревшее и вредное сырье. «Что касается «Метахима», мы не верим в будущее триполифосфата”, считает генеральный директор «ФосАгро” Максим Волков. «Метахиму» следовало бы перепрофилировать предприятие, так как апатитовый концентрат дорожает, а на использование продукции «Метахима» есть экологические ограничения, у нее нет будущего на рынке, - сказал М.Волков.
Перепрофилироваться собственники «Метахима» не планируют. Однако и вкладывать средства в уже имеющиеся мощности, не хотят. Сейчас обсуждается проект модернизации всей пикалевской производственной цепочки. Однако, по словам Максима Волкова, для модернизации необходимо участие всех предприятий производственного комплекса. В настоящий момент проект поддержан «БазелЦементом», но, как подчеркнул глава «ФосАгро», «сдерживается позицией группы «Метахим». А между тем ни для кого не секрет, что база завода давно нуждается в обновлении. Стоит ли бороться за устаревшее предприятие, чья продукция неэкологична и маловостребована?
Наследники 101 километра
Очевидно, что необходимость сохранять функционирующий «Метахим» - под большим вопросом. Но не меньше вопросов вызывает сам 45-ти тысячный Волхов – город с особой историей. Криминальной. Десятилетиями сюда ссылали преступников из Ленинграда и области. Контингент в Волхове сложился соответствующий – внуки и правнуки воров, разбойников и проституток.
Конечно, сыновья за отцов не отвечают, но гены ведь никто не отменял. И, может быть, вместо того, чтобы пытаться спасти этот злачный уголок, было бы правильнее его прикрыть.
Волхов исторически сложился как моногород. А тенденция к исчезновению моногородов уже наметилась – как писала в ноябре 2010 года газета «Ведомости», опираясь на информацию, полученную от чиновников, развивать подобные малые города населением до 100 000 человек, бесперспективно. «Предлагается создавать условия для ускоренной миграции населения из малых городов в большие и таким образом обеспечить перевод процесса урбанизации на качественно иную основу. Процесс оттока населения из российской глубинки в крупные экономические и промышленные центры будет поставлен под госконтроль», пишет издание. Среди проблем моногородов указывается: «законсервированность потенциала населения», производство адаптированное лишь к одному сегменту рынка, нехватка социальной инфраструктуры.
Таким образом, идея “похоронить Волхов” представляется вовсе не такой уж утопичной, а вполне оправданной – как с социальной, так и с экономической точки зрения।
Андрей Николаев