воскресенье, 27 декабря 2009 г.

В составе думской фракции «Единая Россия» появилась «дагестанская автономия»

«Недоподписанное» и «недоотправленное» письмо дагестанских депутатов Госдумы Юрию Чайке – удар в спину руководству единороссов

В воскресенье стало известно, что группа дагестанских депутатов Государственной Думы из фракции «Единая Россия», якобы, направила Генпрокурору РФ Юрию Чайке письмо с просьбой принять меры в связи с нарушениями на выборах мэра Дербента. По их данным, вооруженная до зубов охрана ряда местных чиновников блокировала участки, угрожая избирателям и создавая давку. В письме, подготовленном при участии депутата ГД РФ, единоросса Магомеда Гаджиева, перечислялись фамилии людей, которых ассоциируют с действующим дагестанским президентом Муху Алиевым.

«На протяжении всего периода с начала предвыборной кампании и до настоящего времени в Государственную думу поступают многочисленные обращения избирателей Дербента, обеспокоенных беспрецедентными для России нарушениями действующего законодательства о выборах и нарушениями их конституционных прав», — говорится в письме. Так, накануне выборов и в день выборов в Дербенте постоянно находились многие руководители республиканских и федеральных служб с многочисленной вооруженной охраной. «В городе была создана нетерпимая обстановка. Вооруженные до зубов охранники блокировали избирательные участки, угрожали избирателям, создавали давку и только по счастливой случайности обошлось без жертв», — пишут депутаты, отмечая, что наличие таких вооруженных отрядов у госчиновников «вызывает удивление».

Как сообщило издание infox.ru, впервые опубликовавшее выдержки из соответствующего письма, подписали его семь депутатов – помимо Магомеда Гаджиева, это Ризвангаджи Исаев, Адам Амирилаев, Асанбуба Нюдюрбегов, Хизри Шихсаидов, Гаджимет Сафаралиев и Магомедкади Гасанов. Все они являются членами фракции «Единая Россия». При этом, уже через несколько часов отдельные подписанты начали заявлять о том, что обнародование письма в СМИ прошло без их ведома, а само одно, якобы, до сих пор не отправлено Юрию Чайке и пока не известно, будет ли отправлено вообще.

Юрист Газимагомед Хириев в комментарии изданию «Кавказский Узел» осветил закулисье процесса: "Нюдюрбеков - жесткий оппонент действующей власти. Гасанов - племянник мэра Махачкалы, который также находится в оппозиции к президенту Дагестана Муху Алиеву, Гаджиев - человек Сулеймана Керимова, последний тоже не замечен в симпатиях к руководителю республики. Эти трое могли инициировать процесс, а прочие депутаты подписались под него в силу специфики дагестанских взаимоотношений". По мнению Хириева, обращение так и не будет отправлено. "Отнесем и этот факт к нашему менталитету", - заявил Хириев. Представитель Дагестана при президенте России Гаджи Махачев в свою очередь отметил, что дагестанским политикам сегодня надо быть очень осторожными в оценке: «Я думаю, не стоило выносить ссор из избы».

Любопытно, что ранее в прессе уже появлялись «сигналы», говорящие о недопустимости спекуляций на дербентской проблематике и использования её для давления на Президента России, который сегодня определяется с кандидатурой на должность главы Дагестана. Как отмечало издание Polit.ru в материале «Кремль следит за дербентскими играми», «Активно использовать произошедшее в Дербенте для дагестанских политических интриг, взаимных обвинений и спекуляций – недопустимо». Группа депутата Магомеда Гаджиева этот сигнал явно проигнорировала.

Как полагает опрошенный нами источник в Госдуме, «история с «недоподписанным» и «недоотправленным» письмом дагестанских депутатов Госдумы к генпрокурору Чайке - это самоуправство и политическая фронда, своего рода «декларация независимости» от общефедеральных институций – от Президента РФ, от партии «Единая Россия». Причем – демонстрация эта исходит от одного в общем-то человека, поскольку остальные подписанты тут скорее в роли ведомых. Удивителен сам по себе адресат апелляции – такого рода письма по такому адресу вообще-то не являются характерными для дагестанской ментальности».

«Естественно, что данное письмо не согласовывалось с партийным руководством федерального уровня, - оно бы его обнародование не санкционировало», - полагает наш источник. «Дело даже не в сути изложенных в письме претензий (хотя в ситуации с Дербентом есть вопросы и к самому Гаджиеву), а в общем политическом контексте, из которого явно видно, что данное письмо – очередной элемент острой и не всегда честной политической борьбы за должность президента Дагестана. Федеральная «Единая Россия», как автор изначально сбалансированного, широкого списка из пяти разноплановых кандидатур, более всего дорожит своим нейтралитетом в рамках данной проблематики, и никогда не примет участия в явных политических провокациях на стороне той или иной силы. Налицо инициированный депутатом Гаджиевым «партийный сепаратизм» - мало того, что он ранее подбивал местных дагестанских депутатов на критику представленного президенту списка кандидатов (в президенты Дагестана) от федеральной "Единой России", так теперь ещё и провоцирует думских депутатов фракции на схожую самостоятельность».

Как отмечает источник, «весьма характерно, что единоросс Гаджиев и другие подписанты выбрали для своего демарша время, когда Госдума уже официально ушла на каникулы. Соответственно, руководство фракции при всем желании вряд ли сможет оказать на них какое-либо значимое дисциплинарное воздействие. Есть явный расчет на то, что ради этого эпизода никто не будет собирать депутатов и руководство фракции из регионов обратно в Москву. Называя вещи своими именами, Борис Грызлов и другие руководители федеральной «Единой России» получили от дагестанской группы во главе с Гаджиевым удар в спину».

«Текущая манера Гаджиева сотоварищи вести свои политические дела позволяет оценить и перспективы будущего президента Дагестана, - в том случае, если им станет один из трёх продвигаемых данной группой кандидатов», - полагает наш собеседник. «Вряд ли федеральному центру придётся рассчитывать на системный характер взаимодействия с таким президентом. Рычаги управления реальной политической ситуацией в Дагестане будут находиться совсем в других руках».

В списке, представленном на рассмотрение президенту страны, находятся действующий президент республики Муху Алиев, заместитель председателя правительства региона Магомед Абдуллаев, советник председателя Совета Федерации Магомед Магомедов, депутат Народного собрания Республики Дагестан, сын бывшего руководителя республики Магомедали Магомедова Магомедсалам Магомедов и руководитель Управления федерального казначейства Республики Дагестан Сайгидгусейн Магомедов.