суббота, 25 января 2014 г.

Око за око

Административные возможности малоизвестных коммерсантов могут быть поистине беспредельными
Кто чем торгует, тот тем и ворует.
Владимир Даль.
В разгар американской «Великой депрессии» в ходу была пословица: «Чтобы сесть в тюрьму, нужно украсть пять долларов; чтобы стать уважаемым человеком, нужно украсть миллион». Россия пережила свою великую депрессию и гангстерские войны спустя 60 лет, однако пословица не только прижилась у нас, но актуальна и поныне. Только счет идет уже на сотни миллионов, а оборотистые дельцы не только пользуются всеобщим уважением, но и прикрыты на самых высоких уровнях, так что «око государево» против них бессильно. Более того, они могут по своей прихоти «вынуть» одно око и вставить на его место другое.
Такая операция «око за око» была проделана в прошлом году в Щелковском районе, а в роли «пациента» выступила межрайонная налоговая инспекция №16. У инспекции просто-напросто «изъяли» ее начальника Елену Морозову. Точнее, даже вырвали с корнем, обрушив на нее обвинение в злоупотреблении служебным положением. Разумеется, причина устранения Морозовой была в другом: Елена Викторовна осмелилась выступить против всесильного местного олигарха Дмитрия Барченкова, уличив его компанию «Отель» в неправомерном возврате НДС на сумму почти в 240 миллионов(!) рублей.

Карьера господина Барченкова
Личность Барченкова поистине уникальна, а история его успеха может стать сюжетом для кассового авантюрного романа. В начале 90-х, после серии махинаций с кредитами, опасаясь огласки, Барченков с двумя подельниками организовал убийство свидетеля своих «подвигов» и в 1996 году получил 9 лет лишения свободы. После отсидки он ненадолго исчез со сцены, но вскоре появился в Щелковском районе, причем вчерашний сиделец был буквально набит деньгами неизвестного происхождения. Барченков направо и налево скупал предприятия, активы, земли вчерашних совхозов и участки частных лиц. Венцом его приобретений стал районный рынок, за который разгорелась настоящая война между бандитскими группировками. «Барченковским» противостояли «татары», ведомые Алексеем «Глыбой» Храмушиным, зятем легендарного генерала Шаманова. После неудавшегося покушения на Барченкова главари «татар» пустились в бега, а рынок перешел в единоличное пользование победителя.
С этого момента наемные журналисты и пиарщики стали лепить недавнему зеку и участнику гангстерских разборок новый имидж - солидного бизнесмена, мецената и усердного христианина. Он построил в Щелково часовню, которую в подконтрольных ему СМИ называют не иначе, как «грандиозный храм», занялся благотворительной деятельностью. В газетах замелькали фотографии: Барченков с главой РПЦ, с губернатором Подмосковья Громовым, с другими статусными людьми. Вся эта кампания была направлена на то, чтобы дать понять недоброжелателям: связи бизнесмена уходят слишком высоко, чтобы чинить ему какие-то препятствия и даже задавать неудобные вопросы.

Тайны «Дома на набережной»
Однако нашлись люди, у которых по долгу службы появились вопросы к набожному бизнесмену и меценату. Вопросы эти возникли после того, как барченковское ООО «Отель» взялось за амбициозный проект – строительство в Щелково первого в Подмосковье пятизвездочного отеля и жилищного комплекса премиум-класса, получившего название «Дом на набережной». С 2006 года «Отель» стал заваливать налоговиков заявлениями о возврате налога на добавленную стоимость с сумм, потраченных на стройматериалы и работы, поскольку компания якобы являлась заказчиком, застройщиком и инвестором в одном лице.
Однако Елена Морозова, бывшая тогда заместителем начальника щелковской инспекции, усомнилась в правомерности претензий компании Барченкова. Была назначена проверка, результаты которой свидетельствовали: «Отель» практически неприкрыто пытается обмануть государство. Выяснилось, что инвесторов на самом деле было несколько, причем практически все они аффилированы с компаниями Барченкова и управляются его деловыми партнерами. В подрядчиках же числились десятки фирм, большинство из которых, по заключению проверяющих, имели признаки компаний-однодневок. Раздельный учет материалов и работ по строительству отеля и жилого комплекса не велся, все документы были свалены в кучу. Сомнительные фирмы покупали и перепродавали друг другу стройматериалы и услуги, так что правомерность расценок (а значит, и размеров НДС), мягко говоря, вызывала сомнения.
Главный вывод налоговиков: «Отель» претендовал на неправомерное возмещение НДС в части строительства жилого комплекса, поскольку квартиры уже были реализованы соинвесторам - фирме «Энергетик», возглавляемой деловым партнером Барченкова по нескольким предприятиям Алексеем Рыковым и некоей Ольге Марасановой.
В результате щелковские налоговики отказали «Отелю» в возврате НДС. Вот здесь и стало выясняться, насколько высоко в действительности тянутся связи господина Барченкова. «Отель» обжаловал решение ИФНС №16 в областное налоговое управление – и в течение буквально нескольких дней компании Барченкова возместили НДС.
Так же быстро Барченков «разобрался» и со щелковской полицией, которая вздумала было завести уголовное дело по факту незаконного возмещения НДС. Основанием для этого стало заявление депутата Мособлдумы Наталии Еремейцевой. Но уже на следующий день после возбуждения дело было изъято из ведения щелковских следователей и передано в Главное следственное управление ГУ МВД по Московской области. А через неделю дело было прекращено в связи с «отсутствием в деянии состава преступления». Впоследствии дело было возобновлено и его расследование продолжается до сего дня.

Империя наносит ответный удар
Мало того, что афера с возвратом НДС – будем называть вещи своими именами – сошла Барченкову с рук. Олигарх районного масштаба решил раз и навсегда показать, кто в доме хозяин. В апреле следственный отдел по городу Щелково возбудил в отношении Морозовой уголовное дело, основанием для которого стало заявление гражданина Фабиана Езеокану. Сей экзотический персонаж нигерийского происхождения отбывал вместе с Барченковым срок в зеленоградской колонии за торговлю наркотиками, а после освобождения стал его партнером, войдя в руководство компании «Стройхолд» - одного из подрядчиков по строительству «Дома на набережной» и, соответственно, участника схемы по возмещению НДС. Заявитель утверждал, что Морозова якобы вымогала у него материалы и услуги по строительству своего дома.
В мае щелковский городской суд признал возбуждение дела незаконным, поскольку Езеокана не являлся потерпевшим. Это стало последней попыткой щелковских правоохранителей хоть как-то урезонить Барченкова и его соратников. Разбирательство было вынесено на областной уровень, где, как уже убедились заинтересованные люди, все «схвачено». В итоге Езеокана сначала был признан таки потерпевшим, а затем вновь появилось уголовное дело в отношении Морозовой. Прессинг на Елену Викторовну не ослабевает даже после того, как ее сместили с поста руководителя инспекции и практически сослали в другой район. Не был продлен контракт с начальником МУ МВД «Щелковское» Сергеем Игнатенко, в бытность которого главой районной полиции следователи «осмелились» завести уголовное дело против Барченкова. Параллельно в СМИ, подконтрольных хозяину «Отеля», развернулась информационная война против руководителей администрации и силовиков, пытавшихся призвать к порядку зарвавшихся коммерсантов. Барченков и Ко в очередной раз продемонстрировали, что связываться с ними небезопасно.

«Как некий демон…»
«Что неподвластно мне? Как некий демон отселе править миром я могу», - восклицал пушкинский Скупой рыцарь, чьи истинные возможности, подобно барченковским, простирались гораздо дальше, чем видит глаз обычного наблюдателя. Эти строчки пришли на ум, когда в нашем распоряжении оказалась копия любопытного документа, который продемонстрировал истинные возможности господина Барченкова. Это доверенность, выданная его теще, депутату Щелковского городского Совета Гвоздевой на оформление земельного участка в престижном и живописном местечке Щелковского района – Медвежьих озерах, где уже красуются коттеджи многих сильных мира сего. А подписана доверенность, ни много, ни мало, главой одного из российских силовых ведомств! Если уж такие люди заинтересованы в услугах семьи районного олигарха, что говорить о судьбе таких людей, как Елена Морозова или Сергей Игнатенко, виновных лишь в том, что они пытались исполнить свой служебных долг и воспрепятствовать фактическому уводу у государства сотен миллионов рублей! Что еще подвластно господину Барченкову – страшно подумать.