Новый амир Дагестана Ибрагим Гаджидадаев может быть тесно связан с кандидатом на пост президента республики Сайгидгусейном Магомедовым
По сообщению журнала Newsweek, Доку Умаров, лидер кавказских боевиков, самопровозглашенный главнокомандующий «Имарат Кавказа», озвучил решение о том, кто возглавит республику Дагестан. Конечно, его «президент» не из числа тех, кто был представлен на утверждение Дмитрию Медведеву как кандидат на пост главы республики.
Напомним, что в октябре 2007 года Доку Умаров снял с себя полномочия «президента непризнанной чеченской республики Ичкерия» и объявил себя амиром моджахедов Кавказа, т.е. главнокомандующим. Тогда же он заявил, что единственная законная власть на Северном Кавказе - "Имарат Кавказ", который объединяет Дагестан, Чечню, Ингушетию, часть Ставропольского края, Северную Осетию, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию. По удивительному стечению обстоятельств именно эти регионы составили новый Северо-кавказский федеральный округ, образованный по указанию Дмитрия Медведева в январе 2010 года.
Все регионы Северного Кавказа Доку Умаров объявил незаконными и ввел новые термины: Республика Дагестан была названа - Дагестанским вилайетом, Чеченская Республика – вилайетом Ногчиичо, Ингушская Республика – Галгаичским вилайетом, в состав которого была введена Северная Осетия, т.е. Ирыстон, добавил к ним Ногайское поле, Кабардинский, Карачаевский и Черкесский вилайеты. Но, по заявлению Умарова, это только временные границы. Впоследствии они будут расширены за счет населенных мусульманами Татарстана, Башкирии и т.д. По всей территории Кавказа Умаров утвердил шариатское правление, заменив президентское звание соответствующим словом – "вали". Был учрежден совещательный орган меджлис – ашура, куда вошли главные амиры вилайетов и руководители джамаата.
В начале февраля, как стало известно Newsweek, новым амиром Дагестана был назначен Ибрагим Гаджидадаев, уроженец села Гимры, который ранее командовал отрядом боевиков, сформированным преимущественно из односельчан. Гаджидадаев – выходец из элитной семьи: его отец – директор школы, один его дядя был мэром города Буйнакска, другой – известный историк.
Ибрагима Гаджидадаева чаще всего вспоминают в связи с двумя громкими убийствами. В 2007 году он застрелил депутата республиканского парламента Газимагомеда Магомедова, имевшего помимо депутатского статуса еще и репутацию человека авторитетного у боевиков. Гаджидадаев обвинил депутата-ваххабита в том, что он был агентом ФСБ и выдавал боевиков. Однако, в республике склонны видеть мотивы этого убийства в куда более банальных причинах. А именно, в борьбе за бюджетные деньги, которые выделялись на строительные работы в Гимринском районе. За распределение этих средств отвечал родственник Газимагомеда Магомедова - начальник Управления федерального казначейства по Республике Дагестан Сайгидгусейн Магомедов. Поэтому депутат Народного Собрания искренне считал, что ему причитается часть денег, выделенных родному району, его близким родственником. Журналист Юлия Латынина, знавшая Газимагомеда Магомедова лично, уверяла: «У Газимагомеда и молодого поколения ваххабитов начались разногласия – сначала на почве сотрудничества с известным государственным органом из трех букв, а потом и по вопросам раздела денег из бюджета и за похищения. Совсем плохо стало, когда федеральные власти дали денег на ремонт гимринского тоннеля. К подрядчику пришел Гаджидадаев и представился местным уполномоченным по Аллаху, а потом пришел Газимагомед и представился так же. Так что вопрос о разделе отката при строительстве гимринского тоннеля оказался роковым теологическим вопросом для гимринских ваххабитов». Не исключено, что после этого убийства Ибрагим Гаджидадаев и Сайгидгусейн Магомедов смогли все-таки найти общий язык и бандформирование нового амира Дагестана не испытывало проблем с финансированием. Любопытно, что Сайгидгусейн Магодмедов в ближайшее время тоже имеет шанс возглавить Дагестан, правда, пока в юрисдикции Российской Федерации.
В 2009-м году Ибрагим Гаджидадаев взял на себя ответственность и за убийство министра внутренних дел Дагестана Адильгирея Магомедтагирова. Помимо этого правоохранительные органы республики утверждают, что Ибрагим Гаджидадаев «обложил данью многих дагестанских бизнесменов». В республике рассказывают, что несколько лет назад руководство одной из местных энергетических компаний само обратилось к братьям Гаджидадаевым с просьбой урегулировать конфликт с жителями села Унцукуль. Те считали, что недополучили компенсаций за сады, затопленные при строительстве нового водохранилища. Гаджидадаевы якобы уладили спор, однако энергетики своих обязательств не выполнили, за что братья «оштрафовали» их на 25 млн. рублей. Деньги, как говорят, были им выплачены после неформальных консультаций с представителями республиканских силовых структур – сотрудники органов честно предупредили энергетиков, что не могут им гарантировать защиту от этих боевиков.
Место дагестанского амира оказалось вакантным после того, как 31 декабря прошлого года во время спецоперации в Хасавюрте был застрелен лидер дагестанских боевиков Умалат Магомедов по кличке Аль-Бара.
Николай Трубецкой