Есть ли шансы у Анатолия Карпова занять кресло президента ФИДЕ? Эксперты сильно сомневаются
В начале минувшего марта, после очередного блиц-турнира с матерыми уголовниками в саратовском СИЗО, экс-чемпион мира Анатолий Карпов заявил о своем желании баллотироваться на пост президента Международной шахматной федерации (ФИДЕ).
Сотрудники ряда СМИ попытались выдать решение г-на Карпова за некую «сенсацию». И правда, если чуть подробнее ознакомиться с биографией не в меру амбициозного выдвиженца, сенсация не заставит себя ждать.
Особенно – учитывая тот факт, что, по мнению экспертов, именно г-н Карпов нанес самый ощутимый ущерб репутации шахмат за всю их историю. Да и шахматную корону он примерил вряд ли заслуженно. Поскольку не победил ни одного (!) действующего чемпиона мира.
Общеизвестно: родился Толик Карпов в уральском промышленном городе Златоуст, в «потомственной рабочей семье». И обтачивать бы ему чугунные болванки на станке до конца своих дней, если бы не самодеятельное «увлечение» отца древней интеллектуальной игрой.
Официальный сайт г-на Карпова под завязку переполнен фантазерскими описаниями слащавых сцен «становления будущего чемпиона». Есть там и такие пронзительные строки:
«Уже с первых шахматных партий юный Карпов получил от отца уроки благородства. Евгений Степанович не доводил игру до мата, а раз за разом расставлял фигуры заново. Игра на результат началась лишь тогда, когда мальчик усвоил смысл игры. Первые поражения вызывали у Толи слезы, и отец ласково утешал его. Но однажды пригрозил: «Еще раз заревешь – никогда больше не сяду с тобой играть».
Об уроках благородства Карпов не забывал никогда. В многочисленных сеансах одновременной игры он изо всех сил старался не выиграть у самого маленького или самого слабого соперника»...
О «благородстве» разговор еще впереди. А пока следует отметить, что кое-какими способностями маленький Толик был и вправду наделен (в 12 лет выиграл чемпионат Златоуста). Впрочем, «шахматисты», подобные «уральскому дарованию», в разных уголках Союза кишели многими сотнями и тысячами. О чем свидетельствует, в частности, довольно критичное замечание биографов «рабочего вундеркинда»:
«В 1963 г. 12-летний Карпов оказался среди первого набора в школу Михаила Ботвинника. Юный Карпов впечатления на Ботвинника не произвел. Давая ему оценку, экс-чемпион мира сказал: «Мальчик понятия не имеет о шахматах»…
Звучит, как расстрельный приговор, не подлежащий апелляции. Впрочем, были у сообразительного юноши и другие таланты. Как выяснилось впоследствии, гораздо более пригодившиеся в построении «чемпионской» карьеры:
«…От новых товарищей по школе Толя получил добродушное прозвище – Карпик. В сеансе одновременной игры Ботвинник зевнул Карпову ферзя. Мальчик обратился к ассистенту, чтобы тот предложил сеансеру взять ход назад. Мэтр отказался, и тогда Толя умышленно допустил ответный просмотр, приведший партию к ничьей»...
Написано с подкупающей откровенностью. Что-что, а вовремя «прогнуться» перед начальством потомственный пролетарий умел с малых лет. Недаром, как упоминает в своих мемуарах гроссмейстер Виктор Корчной, и кличка у искательного Толика была соответствующая: Гаденыш. А не какой-то растекшийся подтаявшим студнем «Карпик».
В 1965 г. семья Карповых перебралась в Тулу. Спустя 3 года «начинающий гений», пользуясь «шахматным» блатом, поступил на механико-математический факультет МГУ. Тогда же он перешел из общества «Труд» в более престижный клуб – ЦСКА. По версии биографов, «чтобы получить финансовую самостоятельность». На самом деле – чтобы «откосить» от армии.
В 1969 г. Карпов перевелся на экономический факультет Ленинградского госуниверситета, где работал его тогдашний тренер Семен Фурман. Жил «подающий надежды шахматист» в квартире спортивного функционера Александра Баха, в скором будущем занявшего место менеджера и главного советника Анатолия Карпова.
Справка. Бах Александр Гиршевич – ныне вице-президент Российской шахматной федерации (РШФ). В 1979 г. завербован начальником 3-го отделения 11-го отдела Пятого управления КГБ полковником Борисом Тарасовым. По образованию – математик, однако, по воспоминаниям современников, «любил находить общий язык с талантливыми молодыми шахматистами». Причем, зачастую весьма оригинально.
Цитата из статьи «Александр Бах и его голубое лобби» (автор – известный шахматный обозреватель Алексей Бондарев):
«В Ленинграде Карпов приобрел друга и наставника – цепкого интригана Александра Баха, который более других способствовал появлению Карпова-чемпиона.
Впрочем, в шахматных кругах давно ходят упорные слухи о не совсем традиционных пристрастиях «цепкого интригана». И прочность тандема Карпов-Бах, проверенная десятилетиями, порою связывается с гораздо более нежными чувствами, нежели самоотверженная любовь к точеным деревянным фигуркам».
Поговаривают, что и с первой женой, Ириной Куимовой (дочерью генерала КГБ), Карпов расстался в 80-х на почве неизбывных пристрастий к «поиску общего языка» в обществе верного наставника. Как бы то ни было, именно после знакомства с Александром Бахом в карьере «великого шахматиста» обозначился крутой поворот.
В 70-е Карпову удалось выиграть несколько турниров союзного и республиканского уровня. Тогда же, по утверждению знающих людей, он был завербован КГБ под агентурной кличкой Рауль.
В итоге советская номенклатура (с «благословения» генсека Леонида Брежнева и председателя КГБ Юрия Андропова) бросила все силы на «раскрутку» Анатолия Карпова в мировых масштабах. Его считали идеальной кандидатурой на роль «главного шахматиста планеты»: абсолютно лоялен системе, пролетарий, и, что немаловажно для воинствующих партийных антисемитов, не еврей.
В апреле 1975 г. 11-й чемпион мира по шахматам Бобби Фишер наотрез отказался играть с «коммунистическим выскочкой, играющим договорные матчи» (от Карпова зависели многие советские шахматисты, опасающиеся стать «невыездными», и оттого «сливавшие» ему партии). В результате рядового претендента на «шахматный престол» Карпова, не сыгравшего ни одной (!) партии с блистательным Фишером, провозгласили «чемпионом №12».
Конечно, можно сослаться на то, что правила ФИДЕ допускали подобный расклад. Но, говоря по совести, ведь Карпов мог и отказаться от незаслуженной славы. Но не отказался, и до сих пор не стесняется называть себя чемпионом. Совесть для советских конъюнктурщиков – понятие растяжимое.
В 1976 г. Анатолий Карпов вновь предъявил публике свое хваленое «благородство». Газета «Советский спорт» опубликовала его «письмо», шельмующее Виктора Корчного, вынужденного спасаться бегством за границу из-за преследования властей. В выражениях «чемпион №12» себя не ограничивал:
«Решение В. Корчного изменить Родине меня глубоко поразило и огорчило… Разделяя возмущение советской общественности недостойным поведением Корчного, я поддерживаю решение шахматной федерации СССР о лишении его спортивных званий…» и т.д.
Немало досталось от Карпова и советскому гроссмейстеру Борису Гулько, «запрещенному» на 7 лет (лишь в горбачевские годы ему разрешили эмигрировать в США). Воистину, «благородство» назначенного партийной верхушкой чемпиона не знало границ.
В 1978 г. Анатолий Карпов встретится с Корчным на матче за звание чемпиона мира (Багио, Филиппины). Матч проходил в вопиюще неравных условиях: сына Корчного Игоря незадолго до этого бросили за решетку по сфабрикованному обвинению в уклонении от армии. По сути, его держали в заложниках с целью оказать давление на маститого отца. О чем Карпов был прекрасно осведомлен. И, тем не менее, лицемерно заявил о своей готовности к «честной игре».
Вдобавок, согласно «плану агентурно-оперативных мероприятий по обеспечению матча», в группе сопровождения Карпова в Багио прибыла дюжина штатных сотрудников КГБ. Была завербована агентура в штабе Корчного. По этой причине штаб Карпова имел в распоряжении практически полную картину подготовки претендента к каждой шахматной партии. Сам Карпов вел себя крайне развязно – не подавал сопернику руку, позволял себе указывать судьям, как им поступать в том или ином случае.
Гэбистские спецы ежечасно посылали в Москву шифровки о ходе матча, оперативно получая советы от группы ведущих советских гроссмейстеров. Ко всему прочему, в составе советской делегации присутствовал парапсихолог Владимир Зухарь, демонстративно восседавший в первом ряду зрительского зала (цель – оказание психологического давления на претендента).
Надо заметить, несмотря на все ухищрения «команды», Карпов выиграл с огромным трудом – в 32-й партии, со счетом 6:5. Да и то, пожалуй, только потому, что счет шел до шести побед.
Следующий матч с Корчным (Мерано, Италия) Карпов выиграл с более «удобным» счетом (6:2). Правда, позорная ситуация с давлением на претендента, если судить по количеству грязных провокаций с советской стороны, лишь усугубилась. Что позволило западной прессе назвать матч в Мерано «верхом бесстыдства и аморальности в истории шахмат».
В 1984 г. подкупленная Советами верхушка ФИДЕ во главе с Флоренсио Кампоманесом против всех правил прервала матч Карпов – Каспаров, опасаясь проигрыша своего ставленника. Однако в следующем, 1985 г., Карпов все-таки упустил из рук украденную у Фишера шахматную корону. Так закончилась 10-летняя бесславная эпоха «пролетарского чемпионства».
Уже в годы перестройки 6-й чемпион мира Михаил Ботвинник (кстати, убежденный коммунист) не сдержался и дал американской газете «Новое русское слово» интервью. В котором безапелляционно заявил: «Карпов заставил всех шахматистов страны трудиться на него. А сам он бесплоден, как стерилизованная самка».
Не доверять патриарху мировых шахмат ни у кого не было оснований. Не посмел возразить ему и Карпов. Еще бы: старик прекрасно знал, что говорил…
Потесненный с шахматного олимпа Карпов, в 1982 г. возглавивший Советский фонд мира (СФМ), сосредоточился на деятельности этой, без преувеличения, подрывной структуры.
Дело в том, что СФМ, напрямую подчиняющийся Политбюро ЦК КПСС, на протяжении многих лет финансировал не только подставные международные «конторы» (типа т.н. Советского комитета за безопасность и сотрудничество в Европе, Всемирного фонда мира и прочей «липы»), но и самый широкий спектр левацких террористических организаций.
В этот список, в частности, входили печально знаменитые итальянские «Красные бригады», западногерманская «РАФ», французская «Аксьон директ». И, разумеется, «Организация освобождения Палестины» (ООП), возглавляемая на тот момент террористом №1 в мире Ясиром Арафатом. Также Фонд предоставлял помощь странам, где происходили военные конфликты с прямым либо косвенным советским участием (Ангола, Вьетнам, Никарагуа, Эфиопия, Палестина и т.д.).
Напомним, СФМ пополнялся «добровольно-принудительными» взносами граждан и организаций. Так, атеистические власти буквально заставляли Русскую Православную Церковь перечислять большинство доходов в пользу этой террористической «кошелки».
Кроме того, СФМ, не чинясь, бессовестно изымал доходы от трудовой практики школьников, и деньги, собираемые во время т.н. «вахт мира» (под видом «пожертвований»), когда работников советских предприятий заставляли перечислять свою зарплату за день на безразмерные счета СФМ.
СФМ был крайне закрытой, непрозрачной организацией, никогда не публиковавшей финансовой отчетности. По некоторым оценкам, в среднем Фонд собирал около 400 млн. руб. в год.
По словам самого Карпова, в 1989 году правление СФМ накопило 4,5 млрд. руб. Огромные деньги: по тогдашнему курсу – приблизительно $7 млрд. (с учетом инфляции можно смело умножать на 2).
Куда затем «испарились» эти деньги – можно только догадываться. Эксперты, впрочем, констатируют, что 1-й заместитель председателя КГБ Филипп Бобков (тот самый, что в 1992 г. возглавил аналитическую службу холдинга АО Группа «МОСТ» Владимира Гусинского) далеко не случайно в январе 1991 г. ушел в ничем не мотивированную отставку.
По инсайдерской информации, г-н Бобков получил задание «осваивать» партийные деньги КПСС, которые перед распадом СССР выводились за границу, в том числе – через Советский фонд мира. Сколько при этом причиталось лично председателю СФМ – полная загадка.
С началом капитализма в России и без того небедный «товарищ» Карпов (даже в советское время обладавший недвижимостью в Штатах и банковскими счетами в ФРГ и Сингапуре) превратился в мини-олигарха.
Так, в 1998-2004 гг. Анатолий Карпов (одновременно) числился председателем совета директоров Федерального промышленного банка, коммерческих банков «Актив» и «Арбат».
По странному совпадению, у всех перечисленных финансовых структур Центробанк РФ отобрал лицензии, заподозрив в отмывании денег, полученных преступным путем. Стоит ли упоминать о том, что г-ну Карпову по неведомым, но вполне понятным причинам удалось выйти сухим из воды.
В 1999 г. отставной «чемпион» зарегистрировал на свое имя ООО «Петромир». И надо же, в январе 2007 г. компании «Петромир» вдруг сказочно «повезло». Ей «досталось» крупнейшее Ангаро-Ленское газовое месторождение в Иркутской области, запасы которого оцениваются свыше 1,2 трлн. кубометров (что сопоставимо с гигантским Ковыктинским месторождением).
Позднее г-н Карпов выгодно продал месторождение неназванной вслух компании, аффилированной с «Газпромом» (предполагаемая сумма сделки – $2 млрд.). И снова вопрос, сколько перепало от этой, явно фиктивной сделки (в интересах третьих лиц) непосредственно Карпову, остается без ответа.
В завершение будет не лишним упомянуть о дополнительных штрихах биографии г-на Карпова.
В 2002 г. Карпов учредил целый ряд подставных «газовых» предприятий, включая ООО «Газпром комплект» – вместе с уроженцем Перми Константином Курченковым, проходящего по документам в качестве председателя благотворительного фонда «Попечитель».
Любопытная деталь: г-н Курченков давно «набил оскомину» правоохранительным органам как черный рейдер и криминальный авторитет по кличке Кучерявый.
По оперативным данным, большинство махинаций со столичной недвижимостью г-н Курченков проворачивает совместно с «авторитетным» кавказским бизнесменом по имени Беслан Бутба, известным в грузинских криминальных кругах под кличкой Бесик Сухумский.
По информации российских СМИ, Бесик Сухумский сколотил свой первый капитал в период абхазско-грузинской войны 1993-94 гг., поставляя оружие обеим воюющим сторонам. В наши дни г-н Бутба владеет в Москве разветвленной сетью наркопритонов и борделей, замаскированных под развлекательные комплексы.
11 марта 2003 г. в офисе фонда «Попечитель» (ул. Большая Новодмитровская, 12), в кабинете г-на Курченкова прямо во время совещания произошел взрыв мощностью 200 г. в тротиловом эквиваленте. Пострадали 6 человек, включая Кучерявого.
Говорят, Кучерявый ненадолго внял кумулятивному предупреждению конкурентов по рейдерству. И даже, успокаивая расшалившиеся нервы, открыл в Москве на паях с г-ном Карповым бутик по продаже эксклюзивных шахмат, «сделанных из бивня мамонта и окаменелых костей динозавров».
Невзирая на растущие неприятности в бизнесе, г-н Карпов пошел ва-банк. Похоже, в сложившихся дискомфортных условиях ему ничего больше не остается, кроме как громко пиарить собственную, изрядно подзабытую одиозную персону. Не имея ни единого шанса победить на осенних выборах ФИДЕ.
Интересно, на что надеется человек, на протяжении многих лет уничтожавший буквально все, к чему прикасался? Вряд ли на честную победу। Только вот времена нынче не те. Стерильные «чемпионы», страдающие творческим и нравственным бесплодием, давно вышли из моды.
Тимур Васильев