понедельник, 7 сентября 2009 г.

Обнародованы телефонные «прослушки» переговоров мэра Элисты Радия Бурулова

Недавно защита Радия Бурулова, обвиняемого сразу по двум статьям УК, объявила о «новой победе» своего подопечного. Мол, дело вернули на доследование, а это значит, что оправдание отстраненного от должности градоначальника не за горами. Между тем, ситуация складывается ровно наоборот.

Адвокатов понять можно: это вам не нищего чабана защищать, можно и соврать. Мало кто прочтет формулировку суда, вернувшего дело в прокуратуру: «для устранения препятствий к рассмотрению». А «препятствие» – ничтожное: в обвинительном заключении по ошибке «неправильно установлен потерпевший». Следствию только и надо, что исправить в соответствующей графе «мэрию Элисты» на «город Элиста». И тогда уже г-н Бурулов, в чем не сомневается даже его впавшее в панику окружение, вряд ли избежит ответственности.

Эксперты оценивают полуторалетнюю информационную кампанию в поддержку «опального мэра, бросившего вызов степному хану», не в одну сотню тысяч долларов (без сомнения, заработанных каторжным трудом «слуги народа»). Но почему-то никто из журналистов, освещающих «дело Бурулова» (ангажированных в расчет не берем), не удосужился заглянуть в материалы следствия. В итоге общественность весьма смутно представляет, в чем вообще обвиняют «отважного борца с авторитарным режимом».

Буквально все пишут примерно следующее. Сначала против Бурулова было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ («злоупотребление должностными полномочиями лицом, занимающим государственную должность»). Фабула такова. В декабре 2006 г. мэрия Элисты провела конкурс на поставку горюче-смазочных материалов. В тендере приняли участие две компании – ООО «Меридиан» и его учредитель ООО «Баррель», которое и было признано победителем.

Выяснилось, что учредителями ООО «Баррель» являются отец и супруга мэра. Объем контракта составил 16 млн. руб., указанные в нем цены превышали среднерыночные. В результате городскому бюджету был нанесен ущерб в размере не менее 700 тыс. руб.

«Р. Бурулов, заведомо зная, что по отношению к ООО «Баррель» он является аффилированным лицом, используя свое должностное положение, вопреки интересам службы, из корыстной заинтересованности заключил этот контракт», – говорилось в официальном сообщении СКП РФ.

Прошлым летом мэра арестовали, отсидел 7 месяцев в СИЗО, в марте 2009 г. отпущен под залог (2 млн. руб.). Вот почти и все, что пишут по существу. Да, упоминалось вскользь, что в процессе следствия против Бурулова возбудили второе дело. По ст. 289 УК («незаконное участие в предпринимательской деятельности»). Но о том, в чем конкретно выражалось это участие – молчок. Нет в прессе ни слова и о доказательствах вины Бурулова. Как будто громкие уголовные дела возникли сами по себе.

«Защита располагает неопровержимыми доказательствами невиновности мэра Элисты. Мы уверены в своей правоте и победе», –вещает адвокат Санал Болдырев. Однако расшифровки телефонных переговоров г-на Бурулова свидетельствуют об обратном.

Необходимые пояснения. «Прослушка» велась с санкции суда, то есть на совершенно законных основаниях. Расшифровки приобщены к уголовному делу. Стоит отметить: сам обвиняемый не отрицает, что записанный оперативниками голос принадлежит ему. Это он на публике кричит, будто его «прессуют» за политику. Еще бы – стыдно признаться, что не только позорно проворовался, но и попался по несусветной глупости.

Тексты «прослушки» приводятся в сокращении. Орфография и пунктуация изменена для удобства чтения. Стилистика близка к оригиналу. Комментарии – авторские.

Разговор №1.

Мужчина (М.) разговаривает с женщиной (Ж.):

М. – Зоя Николаевна! Слушай, что я хотел с тобой переговорить. А как там вообще по бензину у нас ситуация?

Ж. – Запасы сейчас где-то на миллион, но там получается всего понемножку.

М. – У меня есть возможность сегодня перекинуть тебе полтора, сегодня или завтра, в крайнем случае, полтора миллиона.

Ж. – На расчетный, да?

М. – Ну да, за бензин, за все. Может быть, авансом я тебе проплачу. И, ну, у меня к тебе будет просьба: там мне нужно будет Екатерине Ивановне проплатить, там 400 тысяч. У меня сейчас с деньгами проблемы. Двести ты мне оттуда вытащи. Отдать сможешь?

Ж. – Да, сниму.

М. – 200 тысяч тогда снимешь или перечислишь, в общем, посмотри сама, как, что правильно сделать.

Ж. – Ну, лучше снять, мне кажется.

М. – Да. Но полтора я тебе перегоню. Если успею, то сегодня, если не успею, то завтра. Ну, они пойдут, я сейчас подумаю, от кого, как пойти. От предприятия или от кого, в общем продумаю.

Комментарий 1. Зоя Николаевна, судя по всему, – бухгалтер ООО «Баррель». Мужчина – мэр Элисты Радий Бурулов (в последующих разговорах его неоднократно назовут по имени-отчеству).

Разговор опровергает гневные заявления (для прессы) Бурулова о том, что он якобы не имеет к деятельности ООО «Баррель» никакого отношения. Еще как имеет. И пользуется кассой ООО, как частной лавочкой. Ведет себя по-хозяйски: проводит бюджетные средства через какие-то загадочные «предприятия» (левые фирмы) на счет «Баррели», раздает долги сообщникам по криминальному бизнесу, расплачиваясь с аферистами деньгами налогоплательщиков.

Разговор №2.

Мужчина (М.1) разговаривает с мужчиной (М.2):

М.1 – Слушай, я все-таки так и не понял, мы так и не договорили по Зое. Так, месяц назад она тебе сказала или не сказала, чтобы тебя не допускать к бухгалтерии «Баррели»?

М.2 – Слушай, она мне не так сказала. Она говорила, что, типа, вот разговор же был, вот что, только курировать что я не буду. И все.

М.1 – Когда этот был разговор?

М.2 – Да, я не помню. Ну, где-то…

М.1 – Месяц назад, Слава.

М.2 – Ну, месяц, да, где-то так примерно. Ну, в принципе, как она сказала, бензин дается, а «бабки» с меня требуют. Я когда спрашивал: «Зоя, ну что там по платежам по этим?» – «А че вы, финансы это же не ваше». Типа того.

М.1 – Ну, ты по этому вопросу выясни, потому что завтра, послезавтра мы по этому вопросу еще раз соберемся, потому что убытки, всего прибыль – 600 тысяч, это очень мало. Ты с ней переговори сегодня, и этот вопрос мы еще поднимем, кто за что говорил.

Комментарий 2. Бурулов (М.1) разговаривает с кем-то из своего разветвленного клана (с кем именно – неважно). Вслух называет ООО «Баррель», подтверждая тем самым кровную заинтересованность в прибыли фирмы.

Любопытная деталь: градоначальник не доверяет сообщникам, сомневается в реальности предоставленных ему сумм нелегальных доходов. Скорее всего, этим и объясняется, почему Бурулов, вопреки здравому смыслу, записал бензиновый бизнес на близких родственников. И, более того, лично им управляет (что очень опрометчиво – было бы безопаснее действовать через подставное лицо).

Разговор №3.

Мужчина (М.) разговаривает с женщиной (Ж.):

М. – Я вот смотрел этот сюжет сейчас по новостям калмыцким. Там показывали заправки проверку. Ну, что там? Как у нас дела?

Ж. – Никаких претензий не было, нет.

М. – Хорошо. И еще второй вопрос, помнишь, я тебе как-то звонил, Зоя Николаевна, по поводу вот деклараций на Инну.

Ж. – А-а, да, да. Ну, декларации я ей подготовлю, сроки в принципе еще позволяют до 30 марта.

М. – А я сейчас знаешь, что хотел, как нам бы сделать, чтобы она получала зарплату, ежемесячно.

Ж. – Она получает по «Баррелю».

М. – А сколько она получает?

Ж. – Семь.

М. – А как она получает? Она что, расписывается?

Ж. – Ну, она расписывается, официально я семь пропускаю. И она получает ежемесячно.

М. – Семь тысяч рублей?

Ж. – Семь тысяч рублей, да. Да, это давно уже у нас, она как с декретного, ну как по уходу за ребенком вышла, как бы прибыли превышали расходы. Поэтому, тогда надо фактическую почти показывать. Потому что у нас годовой фонд 326200.Это по всем рабочим нашим, по штатам.

М. – Ну и че?

Ж. – И плюс 50 если ежемесячно, да, то получается 150, ой, 50 это тысяч 500, 600 еще плюс, да, получается. Почти 800, 900 с чем-то будет годовой фонд зарплаты.

М. – Ну, это плохо.

Комментарий 3. Бурулов нервничает, беспокоится за результаты проверки на своих бензоколонках (есть, от чего дрожать). Кроме того, выражает недовольство тем, что его жене (Инне Социалиевне Буруловой – соучредителю ООО «Баррель») положена ничтожная зарплата. Действительно, на семь тысяч и бельишка приличного не прикупить. Но и фонд зарплаты по документам увеличивать не хочется, потому что автоматически вырастут налоги. Кажется, бухгалтерша «Баррели» тонкий намек поняла, и в короткие сроки учла пожелания босса.

Разговор№4.

Женщина (Ж.) разговаривает с мужчиной (М.):

Ж. – Радий Николаевич!

М. – Да, да.

Ж. – Это Зоя Николаевна. Я так прикинула вот то, что вы вчера мне говорили. Ага, в общем, фонд заработной платы я сделала сто. Значит, 50 – Инне Социалиевне. Литовкину – семь, и мне – семь. Остальным – по шесть. Получается, сто тысяч.

М. – Угу.

Ж. – Теперь расходы: у нас, получается, знаете, я посчитала и анализы, и охрану, и свет, и так далее, да где-то сто вместе с зарплатой. Вернее, расходы – 52300 и плюс зарплата 152300. И плюс налоги: где-то 26 тысяч будет ЕСН ежемесячно и 30 тысяч где-то НДС будет.

М. – Угу.

Ж. – Это вот 56 это налоги, и то, что останется там, на эту разницу я налог на прибыль. Но я постараюсь так, чтобы это, ну, как бы налог на прибыль был по минимуму вообще-то. Главное, чтобы расходы перекрывали доходы. И чуть-чуть там с плюсом оставался.

М. – Хорошо, понял.

Ж. Да? Вот так можно будет.

М. – Ага. Ладно, хорошо. Делайте тогда.

Комментарий 4. Бурулов добился «минимизации» налогов (вторично ограбив городской бюджет) и повышения жалованья любимой супруге. До 50-ти тыс. руб. Для Калмыкии – сумма немалая. Сравним хотя бы с мизерными окладами персонала фирмы (6-7 тыс.). Тех сотрудников, кто реально работает.

А ведь та же бухгалтерша подвергает себя серьезному риску, принимая активное участие в преступных схемах.

Разговор №5.

Женщина (Ж.) разговаривает с мужчиной (М.):

Ж. – А, Радий Николаевич, здесь мне Босчаев дал цифру, сумму. Ну, счет, правда, вот сейчас факсом ему прислали, а я должна забрать, реквизитов у меня на руках нет пока. 206 с хвостиком перечислить надо за перечень документов. Вот.

М. – А, хорошо. У нас на «Баррели» есть деньги?

Ж. – Нет, вот, я ж поэтому и это думаю, как быть, или то, что поступит, частями тогда будем.

М. – Ну, давай на «Баррель» я выгоню. Сколько надо тебе денег?

Ж. – Там двести шесть семьсот, ой, четыреста семьдесят шесть.

М. – А сколько сейчас тогда надо, по ГСМ есть наши долги где-нибудь?

Ж. – Ну, на ГСМ я вот передала сведения где-то… (обратившись в сторону к находившемуся рядом человеку, уточнила: «У нас сколько там? Миллион, да?»). Миллион, ага.

М. – Что, мы должны миллион?! Миллион должны?!

Ж. – Передала я сведения в финотдел, да. Там Водоканал, СпецАТХ, ЖЭУшники – двести с чем-то.

М. – Да ты что?! Ну, тогда давай завтра я перекину туда. Миллион давай перекину завтра?

Ж. – Хорошо, ага.

М. – Почему такой долг сложился интересно, да?

Ж. – Ну, за праздники, видимо, это – я ж каждую неделю передаю сведения – вот, за неделю уже…

М. – Ясно, хорошо.

Ж. – Радий Николаевич, а еще мне Екатерина Тимофеевна, ой, тьфу, Екатерина Ивановна звонила. «Деньги (на калмыцком языке), – говорит, – взять (на калмыцком языке)», а я…

М. – (перебил) А, ну хорошо, я буду в субботу, ты мне в субботу передашь тогда.

Ж. – Тогда я не буду брать у нее?

М. – Нет, нет, ну, к субботе забери все, в субботу тогда мы с тобой встретимся.

Ж. – Ага, хорошо, хорошо. Тогда, Радий Николаевич, завтра дадите указание, да, перечислить?

М. – Я тебе перезвоню.

Комментарий 5. Бурулов разозлен подозрительным долгом, который якобы образовался «за неделю праздников». Но, видно, «разборки» отложил на потом. Похоже, этот миллион (или его часть) попросту украли – бухгалтерша совместно с «находившимся рядом человеком».

Впрочем, зря они так – в 2002 г. элистинский мэр проходил фигурантом уголовного дела по факту вымогательства с применением физического насилия. Вышибал криминальные долги. Но сумел выйти сухим из воды. Потерпевший, опасаясь расправы, отказался от показаний.

Последние фразы разговора №5 – о передаче честно заработанного «черного нала» («белый» проводят по банковским счетам) лично Бурулову в руки.

Разговор №6.

Мужчина (М.1) разговаривает с мужчиной (М.2):

М.1 – Я что хотел с тобой переговорить. Там, значит, подняли же вопрос по «Баррели». Анжела Чонаговна там за эти два дня, и заново мы сейчас направляем из-за вас: из-за тебя, из-за Анжелы, е-п-р-с-т, блядь, зла не хватает! И заново будем все проводить по тендеру. Объявление уже дали.

М.2 – Да я знаю.

М.1 – Из-за этих, вы что, Сергей, ну, два дня можно было немножко до… 29 пропустить? Ну, на хрена вот нарушать? Я не пойму! Ну, ладно, теперь, значит, они там пишут письмо на мое имя, на имя Сергея Николаевича, что «Баррель», значит, средняя цена у них по году одна неизменная, и она выше на рубль или несколько – полтора, на три. А? На восемьдесят копеек там. Выше в среднем, чем по городу. Типа, бюджет недополучил там чего-то, понимаешь? Но там по течению 2005, 2006 года у нас были проблемы в бюджете. Если ты помнишь?!

М.2 – Ну да, я помню. Конечно.

М.1 – И мы все время отставали, практически деньги не отдавали. Поэтому в ответе, который сейчас будет писать Баатр Владимирович, по всем этим вопросам это нужно отразить, что, по сути дела, вот деньги они не получали. Они давали. Можно сказать нам, э-э… «Баррель» нам давал товарный кредит. И этот товарный кредит доходил до четырех миллионов рублей. Ну, там посчитать нужно, какие дни.

М.2 – Ну, посчитаем, конечно.

М.1 – Да, и вывести, что это действительно был такой товарный долг. И восемьдесят копеек – это допускается, раз у нас такие нестабильные взаиморасчеты. Найдите муниципальный контракт, и вот этот пункт обязательно вбейте где-то. И в ответе, что Баатр будет готовить, значит, вот это все впишите. Понял, да?

М.2 – Ага, понял, понял.

Комментарий 6. Бурулов (М.1) общается на повышенных тонах с кем-то из своих помощников (сообщников). Прокуратура уже заинтересовалась бензиновыми махинациями мэра. И он, не стесняясь в выражениях, требует от сообщника замести следы: задним числом внести изменения в муниципальный договор (подделать документы), провести новый тендер (спрятать концы в воду), а украденные (сам признался, что цены на горючку завышенные) из бюджета деньги списать на несуществующий «товарный долг».

Разговор №7.

Женщина (Ж.) разговаривает с мужчиной (М.):

Ж. – Я забрала.

М. – А-а, хорошо.

Ж. – Когда, значит, можно будет?

М. – А сейчас ты где?

Ж. – Я у Екатерины Ивановны.

М. – А, ну хорошо. Давай, может, так сделаем – сейчас Инне я скажу. Скажу – чуть что, она тогда подъедет. Я позвоню, а вы договоритесь.

Комментарий 7. В последний момент Бурулов перестраховался и решил отправить за преступными доходами Инну Социалиевну. Разговор №8.

Мужчина (М.) разговаривает с женщиной (Ж.):

М. – Там Зоя звонит. Да, там надо было кое-какие деньги забрать.

Ж. – Что, съездить?

М. – Съезди, пожалуйста. Созвонись с ней сейчас, ладно?

Ж. – Хорошо.

М. – Угу. Ну, давай. Только недолго, ладно?

Комментарий 8. Год назад Инна Социалиевна выдала интервью второй мэрской (официально) газете «Элистинская панорама». Там есть и такие пронзительные строки, явно подсказанные не очень квалифицированными пиарщиками:

«Я знаю характер своего мужа. Он целеустремленный, волевой человек. И если кто-то думает, что его можно сломать, посадив в тюрьму, то они глубоко заблуждаются. Я очень боюсь за него, но понимаю, что мой муж никогда не откажется от своих убеждений, даже, если ему будут угрожать».

«Ну как могут вести себя люди, которые получили однозначный приказ – привезти мэра, несмотря ни на что. Понимая, что везут тяжелобольного человека, они, тем не менее, гнали без остановки до глубокой ночи. Может быть, наслушались всякого бреда по нашему телевидению и боялись, что он «сиганет в окно»?».

«Вы знаете, нашей младшей дочери даже ее школьные друзья сказали: «Ты не переживай, нам твой папа очень нравится, он хороший мэр».

Лукавит Инна Социалиевна. Нет у ее мужа никаких убеждений.

И ведь так и было – «тяжелобольной человек», весом свыше 100 кг, выпрыгнул в окно больничной палаты, удирая от милиции. На эту тему есть протокол, заверенный свидетелями.

А дочка… Квартира в Москве, платная учеба в столичном вузе (знаменитая «Плешка»), дорогая иномарка с личным водителем, пафосные ночные клубы. И на все это, безусловно, Бурулов отстегивает из своей скромной зарплаты муниципального главы, превратившего Элисту в один из наиболее коррумпированных городов юга России. Махинации с «Баррелью» –отдельный и не самый показательный эпизод.

Игорь Бессонов