вторник, 19 февраля 2013 г.

Проверенный дедовский способ

Жертвы кремлевского аксакала Анатолия Иванова: кого в тюрьму, кого в психушку

Следственный департамент МВД РФ в ближайшие дни предъявит обвинения заместителю директора Московского онкологического института имени Герцена Сергею Безяеву и его знакомой  Елене Богословской – дочери главного онколога страны Валерия Чиссова. Они подозреваются в получении «отката» в 29 млн рублей за выгодный контракт по обеспечению института томографом и другим медоборудованием. Впрочем, оперативники подозревают, что для Богословской эта история может закончиться «легким испугом». Ее папа является близким другом (знакомы около 30 лет) заместителя начальника управления по вопросам государственной службы и кадров администрации президента Анатолия Иванова. Этот чиновник курирует все назначения на руководящие должности в правоохранительных органах, в частности в МВД РФ. И раньше он всегда с легкостью решал подобные проблемы своих друзей и протеже. А их обидчиков жестко наказывал - они могли отправиться и в СИЗО, и в психушку. Причем, в основном и реабилитация, попавшихся приятелей Иванова, и кара неугодных осуществлялась силами все того же Следственного департамента МВД, который и будет вести дело Богословской. А особенно преуспел в оказании «неотложной» помощи кремлевскому чиновнику следователь Сергей Мурашев.

Берия спешит на помощь
Анатолий Романович Иванов сторожил Кремля – в администрации президента он трудится еще с середины 90-х годов. За долгое время госслужбы за ним закрепились две клички: Берия и Дед. Первую Иванову дали за то, что он специализируется на радикальных методах решения проблем с неугодными сотрудниками администрации президента. Самый распространенный из них- принудительная отправка в  психотерапевтическое отделение ЦКБ (та же психушка, только элитная, для чиновников) с последующим увольнением по состоянию здоровья. Использовать крепких санитаров в своих целях, Иванову большого труда не составляет. Так же, как и с Чиссовым, он около 30 лет дружит с главным неврологом ГМУ Управделами президента РФ профессором Владимиром  Шмыревом, который и курирует кремлевскую психушку. А Дедом Анатолия Романовича зовут, потому что ему уже 67 лет, а на своей нынешней должности пребывает, фактически, как на пенсии. У администрации президента с ним даже нет трудового договора, а после смены президента, Иванова оставили на прежнем посту, чтобы разгребал «завалы», созданные им же самим и некоторыми другими теперь уже бывшими чиновниками Кремля.  Попутно Иванов следит за безопасностью своих протеже во властных структурах, некоторые из которых заплатили за свои должности немалые суммы. Например, цена руководящей должности на крупном госпредприятии варьировалось от 3 до 10 млн евро. От 10 млн евро стоило кресло губернатора региона. Вполовину меньше должность вице-премьера края или области. Быть зачисленным в кадровый резерв президента обходилось соискателями в $300 тыс. Причем, платили все желающие, а в заветный список попадали только избранные. Проигрывавшим деньги не возвращались.
Не удивительно, что эти чиновники, купившие свои должности, старались всеми силами отбить вложения и неминуемо попадали в поле зрения правоохранительных органов. И им сразу же на помощь спешил Иванов. Выручить удавалось не всегда - не все дела ведет Следственный департамент МВД РФ. А вот наказать обидчиков протеже неизменно получалось.

Спас любимчиков, посадил обидчика
В декабре 2011 года сотрудники ГУЭБиПК МВД РФ при получении взятки в $500 тыс задержали замглавы Ленинского района Льва Львова. Выяснилось, что деньги он вымогал у руководства строительной фирмы "Бэлкомсат", грозя не выдать разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию. Помимо крупной суммы коммерсанты выделили в качестве взятки две квартиры: одна досталась прокурору Видного и Ленинского района Сергею Бычкову, а другая Юлии Беляевой - любимому секретарю главы района Сергея Кошмана. Буквально все свидетели давали показания, что реальным получателем денег был  Кошман. Квартиры Бычков и Беляева тоже получили по требованию Кошмана. Оперативники, участвовавшие в расследовании, не сомневались, что глава района должен пойти под суд. Однако, они и не подозревали, что Кошман как раз является креатурой Иванова, с его подачи он в свое время стал заместителем председателя правительства Московской области. А когда лишился этой должности, то переместился в кресло главы Ленинского района. Не знали оперативники и то, что следователь Сергей Мурашев входит в команду силовиков Иванова. Мурашев долгие годы трудился под непосредственным руководством начальника управления Следственного комитета при МВД РФ (СК- так ранее назывался Следственный департамент) Виктора Горева и замначальника СК при МВД РФ Александра Матвеева, получивших свои должности стараниями Иванова. Матвеев и Горев не «пережили» пресловутую переаттестацию и покинули МВД РФ. А следователь Мурашев остался. Теперь именно на него перекладывает некоторые проблемы Анатолий Иванов. И не зря это делает. Довольно быстро Мурашев в материалах дела превратил секретаршу Кошмана Беляеву в секретаршу Львова. А помощники Кошмана, которые и решали все проблемы с получениями халявных квартир у фирмы, стали «неустановленными лицами». Кошман из разряда подозреваемых перекочевал в разряд свидетелей. Все - работа выполнена. Недавно расследование было завершено - в окончательной редакции обвинения в получении взятки были предъявлены только Львову.


Следователь СД МВД РФ Сергей Мурашев настроен решительно ко всем врагам Иванова - их место в психушке или в тюрьме

В 2007 году Счетная палата РФ проверяла законность использования госимущества НИИ «Геодезия», расположенного в подмосковном Красноармейске. Этот участок земли был передан в аренду под склад горюче-смазочных материалов фирме бизнесмена Нуримана Шайхисламова. По окончания проверки, с коммерсантом связались заместитель директора департамента контроля за использованием федеральной собственности СП РФ Василий Корягин,  инспектор этого департамента Сергей Климантов и бывший сотрудник СП Сергей Дубовицкий. Они заявили о якобы выявленных нарушениях при заключении договора аренды, благодаря которым  Шайхисламов может лишиться права продолжать работать на этой территории, а также в последующем выкупить ее в собственность. Однако, сотрудники Счетной палаты пообещали за взятку в $120 тыс. составить акт проверки НИИ "Геодезия" в пользу предпринимателя. Шайхисламов считал, что никаких нарушений не было, и обратился в УФСБ по Москве и Московской области. Дальше он действовал уже под контролем контрразведчиков. При получении помеченных денег два сотрудника СП РФ и их сообщник были задержаны. Примечательно, что Корягин и Климантов работали под руководством аудитора СП РФ, экс-премьера Чечни Сергея Абрамова. Одновременно за взятку был задержан и другой подчиненный Абрамова - начальник инспекции по контролю за приватизацией федерального имущества и распоряжением правами на результаты научно-технической деятельности Юрий Гайдуков. Оперативники полагали, что дальше неминуемо цепочка потянется от сотрудников к их руководителю. Наивные. Именно по протекции Иванова Сергей Абрамов в свое время стал вице-премьером Чечни, а потом аудитором Счетной палаты РФ. Поэтому для Абрамова все закончилось только тем, что он оставил свою должность в СП РФ. А вот обидчик, заваривший эту «кашу», свое получил. Для этого понадобились все тот же Следственный комитет при МВД РФ и верный Сергей Мурашев.   
Шайхисламову прямо сказали, что «посадку» людей Абрамова ему не простят. И вот в феврале 2009 года, когда в Мосгорсуде начался процесс над Корягиным и Климантовым, на котором свои показания должен был давать Шайхисламов, он сам отправился в СИЗО. Следователь Сергей Мурашев возбудил на бизнесмена уголовное дело за продажу некачественного бензина и тут же попросил суд избрать ему меру пресечения в виде ареста. Другим писать заявления на протеже Иванова уже не сильно хотелось. Проще заплатить.
Несколько лет назад МВД РФ объявило о начале громкого расследования – о неуплате налогов на 200 млн рублей компанией «Миэль-недвижимость». Но мало, кто знал, что руководство этой компании в свое время помогали Иванову совершать многочисленные сделки с недвижимостью, а также получить от государства субсудию в 22 млн рублей (об этом позже). Странным образом «дело «Миэль» попадает в производство Сергея Мурашева. Он подождал пока шумиха уляжется, а дальше спустил дело «на тормозах». За крупное налоговое преступление никто так и не был арестован.      

Психушка ждет разоблачителей
В 2009 году  руководитель Первичной профсоюзной организации администрации президента РФ, аппарата правительства РФ, Совета Федерации РФ, Счетной палаты РФ и управления делами президента РФ (ППО АП РФ) Людмила Попкова как член жилищной комиссии АП РФ обнаружила, что некоторые чиновники без каких-либо оснований получают квартиры и денежные компенсации за них. Например, заместителю начальника управления кадров администрации президента Анатолию Иванову вне очереди выплатили на приобретение недвижимости 22 млн рублей. Попкова выяснила, что для этого ему понадобилось провернуть целую операцию. Для начала Иванов переписал на жену и сыновей две другие свои квартиры, расположенные по адресам  ул. Луганская, дом 4-1 и улица Островитянова, дом 10-1 (в этом доме в свое время жили Виктор Черномырдин и Рэм Вяхирев).  При этом стоит отметить, что сыновья Иванова - братья-близнецы Павел и Сергей – много лет живут в США. Они нигде не работают, однако ведут расточительный образ жизни: шикарные автомобили и квартиры, дорогие рестораны и т.д.

Сын Анатолия Иванова Павел уже много лет живет в США на средства отца
  
Сам Анатолий Иванов остался владельцем небольшой квартиры (Рязанский проспект, дом 64-2), куда прописал целую группу своих родственников, в том числе покойную маму (Распопову Елену Тихоновну, 1919 г.р.). На том основании, что в жилище на Рязанке слишком тесно, Иванов и попросил субсидию аж в 22 млн рублей. И получил ее. Оформлять все сделки по продаже квартир родственникам и прописки «мертвых душ» ему помогали как раз представители «Миэль-недвижимости». Также Попкова выяснила, что  другая сотрудница администрации президента РФ Татьяна Барышникова получила квартиру за 25 млн рублей, хотя имела несколько квартир. Для этого Барышниковой пришлось избавиться от значительной части недвижимости, а в оставшейся квартирке прописать у себя восемь родственников, в том числе давно умерших.
Обо всех выявленных фактах Попкова написала докладную записку. Однако, никакой реакции не последовало. Тогда она передала материалы в правоохранительные органы. В результате  ей предложили уволиться, причем в весьма жесткой форме. Анатолий Иванов прямо заявил: «Учтите, по поводу вас уже позвонили Хореву. Так что лучше уходите  сами». Андрей Хорев в тот момент занимал должность первого замначальника Департамента экономической безопасности  РФ, а потом стал именоваться «самым коррумпированным» сотрудником МВД РФ. Влияние Иванова на Хорева вполне объяснимо. Управление АП РФ, в котором Иванов был замначальника, курирует назначения на руководящие должности в СК РФ, МВД РФ, а так же во всех ведомствах, в которых работал профсоюз, возглавляемый Попковой.  И Иванов приложил руку к тому, чтобы Хорев получил должность в ДЭБ, а потом достаточно долго продержался на ней, несмотря на все скандалы.

Людмила Попкова долгое время возглавлял профсоюз Администрации Президента. Теперь ее хотят упечь в спецбольницу
  
В результате, по материалам, собранным подчиненными Хорева, на  Попкову завели дело: якобы она растратила 300 тыс. рублей, выделенных на банкет для рядовых сотрудников АП РФ и ветеранов ВОВ. Мол, участникам мероприятия не докладывали пирожки.
Попкову из профсоюза убрали, однако она продолжала настаивать на необходимости начала расследования афер с квартирами. После того, как бывшая глава профсоюза обошла множество инстанций, собранными ей документами заинтересовалось ГУЭБиПК МВД РФ, возглавляемое генералом Денисом Сугробовым. В этом ведомстве проверили все изложенные сведения, они нашли подтверждения, после чего материалы были переданы для возбуждения дела в УВД САО. Там начали расследование по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном порядке). Недавно сотрудницу администрации президента Татьяну Барышникову за аферу с получением квартиры объявили в розыск, ее фото размещено на сайте ГУ МВД РФ по Москве.



Фаворитка Анатолия Иванова сотрудник администрации президента Татьяна Барышникова объявлена в розыск за крупное мошенничество

Однако Попкова решила добиваться, чтобы и другие чиновники управления кадров АП РФ, включая Иванова, понесли ответственность за незаконно полученные квартиры. Она отправляла в разные инстанции соответствующие обращения, ходила на приемы к начальникам СК РФ и МВД РФ. В результате «дело Попковой» передали все к тому же Сергею Мурашеву. Помните, куда отправляли санитары неугодных сотрудников администрации президента? Вот и с Попковой решили поступить так же. За неделю до того, как она в очередной раз должна идти на прием к заместителю министра внутренних дел, следователь Сергей Мурашев обратился в Тверской суд с ходатайством о принудительном помещении Попковой в психиатрическую больницу №1 имени Н.А. Алексеева (в простонародье - Кащенко).  Своей цели Мурашев не скрывает: он хочет, чтобы врачи признали, что Попкова, в силу преклонного возраста, не всегда понимает, о чем заявляет. А если ей поставят такой диагноз, то все обращения экс-главы профсоюза можно без проверки выкидывать в мусорную корзину: зачем разбираться с заявлениями человека, у которого «не все дома».

Как следователь «охотился» на генерала
Именно Сергей Мурашев в 2012 году возбудил дело о якобы имевших место хищениях во ФГУП «Охрана», главными фигурантами которого стали бывший  замминистра внутренних дел Михаил Суходольский и его сын Григорий. Причем, начало расследования совпало с тем временем, когда о Суходольском стали говорить, как о будущем главе МВД РФ, что очень не нравилось действующему министру Рашиду Нургалиеву. Тут, конечно, Иванову просить ни о чем не пришлось. И без него было кому дать указания Мурашеву. А тот развернулся «по полной». «Вытряс» нужные показания у  финансового директора «Охраны» Дарьи Шиншиной, попугав ее отправкой в СИЗО, предъявил обвинения бывшему гендиректору ФГУП Андрею Комиссарову и даже попытался арестовать его. Впрочем, суд отказался брать Комиссарова под стражу. Мурашев даже нашел некую секретаршу ФГУП, которая была готова рассказать о том, как Суходольский ее грязно домогался. К этому еще можно добавить, что следователь ворвался в квартиру Суходольских в Москве, в отсутствие хозяев. После чего заявил, что это был не обыск, а так сказать, визит вежливости. Ну и под конец он подготовил постановление о привлечение в качестве обвиняемого Григория Суходольского.
А потом Нургалиева отправили в отставку. И выяснилось, что никаких хищений во ФГУП не было, а цель расследования одна - убрать Суходольского как возможного конкурента Нургалиева. После того, как МВД возглавил Владимир Колокольцев, дело у Мурашева забрали и передали другому следователю, который снял со всех фигурантов обвинения. Впрочем, увольнять Мурашева не стали, поскольку у него высокопоставленные покровители.

Из следователей в бизнесмены. И обратно
У Сергея Мурашева весьма непростой карьерный путь. Еще в начале 2000-х годов он попал на работу в Главное следственное управление ГУВД Москвы, где сразу стал любимчиком начальника этого ведомства Ивана Глухова, в последующем героя целой серии коррупционных скандалов. Генерал доверял следователю самые «нужные» дела, а потом пролоббировал его перевод на работу в Следственный комитет при МВД РФ. Однако, там Мурашев долго не задержался. Методы работы, которые применял ставленник Глухова, совсем не подходили для вышестоящей инстанции. В результате следователю указали на дверь, он уволился и три года занимался бизнесом. А потом решил, что все о его прежних «подвигах» забыли, поэтому он может вернуться на службу в МВД.  Следственный комитет тогда возглавлял Виталий Мозяков, он был непреклонен: такой сотрудник мне не нужен. В результате Мурашеву пришлось идти к своему бывшему куратору Ивану Глухову. Тот вначале пристроил следователя в одно из окружных УВД Москвы, а потом взял обратно в ГСУ. В 2005 году Мозяков уволился, но новое руководство СК при МВД РФ не хотело видеть у себя Мурашева. И тут ему помог старый приятель Виталий Чечулин. Папа Чечулина является одним из руководящих сотрудников Университета МВД РФ, и все время пристраивал сына на разные должности. Тот успел поработать в аппарате министра, а потом перешел в Следственный комитет при МВД РФ. Он-то и попросил, чтобы его друга Сергея  опять взяли в это ведомство. Такому просителю отказать не смогли. Чечулина потом из МВД РФ уволили, но Мурашев к тому времени попал под крыло верных ставленников Иванова – Матвеева и Горева.