воскресенье, 13 марта 2011 г.

Моногород Волхов: зачем опустившимся людям «Дюймовочка»?

Поддерживать неэффективные предприятия нет смысла

Вот уже около месяца производитель триполифосфата Волховский ЗАО «Метахим» разыгрывает против поставщика сырья мурманского ОАО «Апатит» (входит в группу «ФосАгро») в общественном поле до боли знакомую «пикалевскую карту». «Апатит» не может поставлять сырье – «Метахим» готов остановить производство. Профсоюзы прибегли к социальному шантажу – грозят акциями протеста. Лейтмотив «Метахима» прост и предсказуем: уберите руки от градообразующего предприятия, в противном случае, получите социальный взрыв не хуже пикалевского.

Власти Ленобласти эти самым социальным взрывом уже не удивишь – пуганые. Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков уже заявил, что готов трудоустроить всех уволенных. Видимо, большинство из них - за пределами города. Владельцы “Метахима” продолжают активную деятельность – обращаются с письмами в прокуратуру, ФАС и, наконец, к Президенту РФ. Логика понятна – менеджменту хочется сохранить свое предприятие. Однако, если разобраться, значение «Метахима» для экономики Ленобласти и страны в целом не так уж велико.

Дело в том, что предприятие “Метахим” – довольно спорное с экономической точки зрения. Триполифосфат, который оно выпускает – устаревшее и вредное сырье. «Что касается «Метахима», мы не верим в будущее триполифосфата”, считает генеральный директор «ФосАгро” Максим Волков. «Метахиму» следовало бы перепрофилировать предприятие, так как апатитовый концентрат дорожает, а на использование продукции «Метахима» есть экологические ограничения, у нее нет будущего на рынке”, - сказал М.Волков.

Однако собственники “Метахима” не планируют как перепрофилироваться, так и вкладывать деньги в уже имеющиеся мощности. Сейчас обсуждается проект модернизации всей пикалевской производственной цепочки. Однако, по словам Максима Волкова, для модернизации необходимо участие всех предприятий производственного комплекса. В настоящий момент проект поддержан «БазелЦементом», но, как подчеркнул глава «ФосАгро», «сдерживается позицией группы «Метахим». А между тем ни для кого не секрет, что база завода давно нуждается в обновлении. Получается, что весь сыр-бор – вокруг устаревшего предприятия, чья продукция неэкологична и маловостребована.

Необходимость сохранять функционирующий «Метахим» - под большим вопросом. Однако, если пойти дальше, под сомнения можно поставить и судьбу самого 45-ти тысячного Волхова. Исторически он сложился как моногород. А тенденция к исчезновению моногородов уже наметилась – как писала в ноябре 2010 года газета «Ведомости», опираясь на информацию, полученную из Администрации Президениа, развивать подобные малые города населением до 100 000 человек, бесперспективно. «Предлагается создавать условия для ускоренной миграции населения из малых городов в большие и таким образом обеспечить перевод процесса урбанизации на качественно иную основу. Процесс оттока населения из российской глубинки в крупные экономические и промышленные центры будет поставлен под госконтроль», пишет издание. Среди проблем моногородов указываются: «законсервированность потенциала населения», производство адаптированное лишь к одному сегменту рынка, нехватка социальной инфраструктуры.

Таким образом, идея расформировать город и разбросать его жителей по соседним городам Ленобласти представляется вовсе не такой уж утопичной, а вполне оправданной - как с социальной, так и с экономической точки зрения.

Стоит добавить еще и социальный фактор. Волхов - город с особой историей. Строился он руками преступников, десятилетиями ссылаемых сюда, за 101 километр, из Ленинграда и области. Контингент здесь сложился соответствующий – преступность и наркомания в Волхове процветают – предпосылок для этого тут исторически больше, чем в любом другом небольшом городке. Так что, может быть, вместо того, чтобы пытаться спасти этот злачный уголок, с точки зрения очищения Ленобласти от асоциального элемента, было бы правильнее его прикрыть.

Начальник ГУВД Саратовской области генерал Аренин поставил пытки граждан на следственный конвейер

Генерал- лейтенант МВД Сергей Аренин – единственный милицейский начальник из «черного списка» депутатской комиссии Госдумы по Северному Кавказу, который до сих пор продолжает службу в правоохранительных органах. В 2008 году по результатам поездки в Северокавказский регион группы парламентариев в адрес президента РФ было направлено обращение, в котором приводились факты злоупотреблений служебным положением ряда высокопоставленных сотрудников МВД, их связей с криминальным миром и причастности к различным преступлениям. В депутатском обращении назывались фамилии тогдашних замминистра внутренних дел РФ генерал- полковника Еделева, начальника ГУВД Ставропольского края Гончарова, начальника ОБОП КМВ полковника Аракеляна и главы МВД Северной Осетии Сергея Аренина.

Вскоре все перечисленные начальники покинули свои должности, оставив и службу в органах. И только генерал- лейтенант Сергей Аренин был не уволен, а всего лишь переведен на новое место службы – начальником ГУВД Саратовской области. Если генерала Аренина направили « в глушь, в Саратов» на исправление, то чуда не произошло. Напротив: ГУВД Саратовской области под управлением оскандалившегося в Северной Осетии Аренина уверенно лидирует по части применения к гражданам разнообразных пыточных методов. Так, в прошлом году достоянием гласности стала история про то, как сотрудники ГУВД Саратовской области допрашивали обворованных инкассаторов Дмитрия Заболотского и Андрея Зиберова.

Для получения нужных показаний подчиненные генерала Аренина использовали как уже традиционный пыточный арсенал в виде противогаза (надевается на голову для удушения) и ножки от стола (используется для введения в задний проход подозреваемого), так и нанотехнологии. Например, высоковольтный электрический разряд, который доставляет особенно изысканные мучения при подключении клемм к наиболее чувствительным болевым точкам на теле. Во времена Аренина в саратовских застенках новое развитие получила и подзабытая было практика использования пресс- хат, в которых доверенные арестанты по заданию следователей калечат и насилуют особо упрямых граждан. Иным оставшихся в живых и здравом уме после «аренинских» допросов иногда удаются попытки поиска правды. Так, в 2009 году арестант СИЗО № 1 Саратова Александр Астафьев
в своем заявлении главе СКП Александру Бастрыкину пожаловался на пытки в камере, санкционированные начальством.

А недавно еще один подвергшийся пыткам в саратовской милиции граждан, которому посчастливилось вырваться из камеры, рассказал о пыточных методах допроса местной газете «Наша версия» (
http://www.nversia.ru/3533.html).

От бывшего директора охранной фирмы ООО ЧОО «Беркут-1» Александра Пудана подчиненные генерала Аренина требовали нужных показаний на главу Энгельсского района Михаила Лысенко, арестованного прошлой осенью по более чем сомнительным обвинениям, которые были построены на показаниях уголовников. Ввиду того, что обвинительная база явно хромает, а наверх уже доложили о том, что Лысенко был главарем ОПГ, брал взятки, заказывал и похищал людей, потребовались показания дополнительных свидетелей, и желательно с хорошими биографиями без судимостей. На добровольной основе организовать таких свидетелей, которые бы подтвердили преступную сущность Лысенко, следствию оказалось не под силу. Тогда в ход пошли спецмероприятия. «Били в основном руками, тыльной стороной ладони. По голове, по ногам и рукам. Руки до сих пор еще болят. Сломали мне шестое ребро. Допрашивали так до ночи, а потом отвели в коридор и посадили возле дежурного, где я и просидел всю ночь. А утром все продолжилось...», - свидетельствует Пудан. После того, как упрямому Пудану на допросе пробили голову, задержанного пришлось везти в больницу. Таким образом запланированный сценарий следователей дал сбой, а Александр Пудан получил возможность вдохнуть воздуха свободы. Еще один из тех, кого «приглашали» на беседу со следователями по «делу Лысенко», житель г. Энгельса Ахмет Ужахов – сумел уехал за пределы Саратовской области, опасаясь, что ему не простят отказа «сотрудничать» с правоохранителями. В конце 2010 года он отправил два заявления – одно Генпрокурору РФ Юрию Чайке, второе - на имя председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина. Ужахов пишет: «…на меня оказывается давление, так как мне неоднократно звонят оперативные работники, настаивая на том, чтобы я написал заявление на М.А. Лысенко, и давление может оказываться в дальнейшем, вплоть до провокаций в отношении меня и моей семьи».

Известно, что на допросы по нашумевшему «делу Лысенко» вызывались десятки человек. В глазах многих из них застыл ужас. Напуганные, а зачастую сломленные люди предпочитают молчать о том, как происходили допросы.

По свидетельству источника, близкого к руководству ГУВД Саратовской области, разработкой сценариев допросов подозреваемых нередко занимается сам генерал Сергей Аренин. «Он признанный специалист в этих вопросах. Иногда и сам участвует в допросах – как правило, в белой форменной сорочке и подтяжках. Конечно, человеку неподготовленному или со слабой психикой на такое лучше не смотреть. Но Аренина понять можно: у него за спиной жестокая школа Северного Кавказа, где по-другому действовать было нельзя», - объясняет источник, по понятным причинам сохранивший анонимность (http://vasilcuk.blogspot.com/2011/03/blog-post_14.html). Рассказывая о «следственной практике» генерала, источник вспоминает схожую историю, жертвой которой стал юрист Сергей Магнитский. «Когда пишут, что Магнитского пытали тяжелыми условиями содержания и отказом в лекарствах, то это только половина правды. На самом деле важно было вначале спровоцировать у этого Магнитского сильнейшие синдромы и довести его до полубезумного состояния. Для этого использовались и токи высокой частоты, и другой арсенал, который был ранее опробован под руководством генерала Аренина в ГУВД Саратовской области и МВД Северной Осетии», - откровенничает источник. Однако формально к смерти Магнитского генерал Аренин непричастен, и в списке лиц, причастных к пыткам юриста его фамилии нет.

Как намекает другой информированный источник, нынешний глава Следственного комитета Алексей Аничин «все равно собирается покинуть должность в ближайшее время», а вот на его место в числе иных кандидатов прочат действующего начальника ГУВД Саратовской области генерал- лейтенанта Сергея Аренина. «Это обычная практика в системе: человек на такой должности должен быть связан толстыми папками компромата. Так что Аренин – идеальный кандидат хоть на нары в «ментовскую» зону, хоть на должность начальника СК МВД. Но на должности возможно его более эффективное использование, чем в колонии», - резюмирует источник. По данным этого источника, решающим экзаменом для Аренина в такой ситуации должно стать «дело главы Энгельса Лысенко». О том, что Михаил Лысенко – опасный преступник, Сергей Аренин уже давно отрапортовал министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву, а тот доложил президенту Дмитрию Медведеву. Теперь же у Аренина нет иного выхода, как подогнать под эту формулировку весь сценарий уголовного дела, обеспечив его по возможности правдоподобной доказательной базой. Для этого в распоряжении генерал- лейтенанта имеются все необходимые специализированные ресурсы, включая электроток, противогазы, ножки от табуреток и прочие безотказные средства.

Андрей МИХАЙЛОВ.

суббота, 12 марта 2011 г.

Саратовское ГУВД и пыточные методы

ГУВД Саратовской области под управлением оскандалившегося в Северной Осетии Аренина уверенно лидирует по части применения к гражданам разнообразных пыточных методов.

По свидетельству источника, близкого к руководству ГУВД Саратовской области, разработкой сценариев допросов подозреваемых нередко занимается сам генерал Сергей Аренин. «Он признанный специалист в этих вопросах. Иногда и сам участвует в допросах – как правило, в белой форменной сорочке и подтяжках. Конечно, человеку неподготовленному или со слабой психикой на такое лучше не смотреть. Но Аренина понять можно: у него за спиной жестокая школа Северного Кавказа, где по-другому действовать было нельзя», - объясняет источник, по понятным причинам сохранивший анонимность. Рассказывая о «следственной практике» генерала, источник вспоминает схожую историю, жертвой которой стал юрист Сергей Магнитский. «Когда пишут, что Магнитского пытали тяжелыми условиями содержания и отказом в лекарствах, то это только половина правды. На самом деле важно было вначале спровоцировать у этого Магнитского сильнейшие синдромы и довести его до полубезумного состояния. Для этого использовались и токи высокой частоты, и другой арсенал, который был ранее опробован под руководством генерала Аренина в ГУВД Саратовской области и МВД Северной Осетии», - откровенничает источник. Однако формально к смерти Магнитского генерал Аренин непричастен, и в списке лиц, причастных к пыткам юриста его фамилии нет.

Как намекает другой информированный источник, нынешний глава Следственного комитета Алексей Аничин «все равно собирается покинуть должность в ближайшее время», а вот на его место в числе иных кандидатов прочат действующего начальника ГУВД Саратовской области генерал- лейтенанта Сергея Аренина। «Это обычная практика в системе: человек на такой должности должен быть связан толстыми папками компромата. Так что Аренин – идеальный кандидат хоть на нары в «ментовскую» зону, хоть на должность начальника СК МВД.

Андрей МИХАЙЛОВ

пятница, 11 марта 2011 г.

«Похоронить Волхов»

Неэффективные производства нужно закрывать. Лучшее решение для моногородов – их ликвидация

Ситуация вокруг конфликта между Волховским ЗАО «Метахим» и поставщиком сырья ОАО «Апатит» (входит в группу «ФосАгро») вот уже несколько недель в центре внимания федеральной прессы. «Апатит» не может поставлять сырье по– «Метахим» готов остановить производство. Лейтмотив защитников «Метахима» прост и предсказуем: уберите руки от градообразующего предприятия, в противном случае, получите социальный взрыв не хуже пикалевского.

Власти Ленобласти эту проблемы серьезной не считают - губернатор Ленообласти Валерий Сердюков уже заявил, что готов трудоустроить всех уволенных. Видимо, большинство из них - за пределами города. Вполне достойное решение проблемы. Однако владельцы «Метахима» продолжают настаивать – обращаются с письмами в прокуратуру, ФАС и, наконец, к Президенту РФ. Логика понятна – менеджменту хочется сохранить свое предприятие. Но так ли это необходимо Ленобласти? Кому вообще нужен функционирующий «Метахим»?

Экономика вопроса

Если отвлечься от социальной риторики и разобраться в экономической стороне вопроса, становится ясно - предприятие “Метахим” стране не нужно. Триполифосфат, который оно выпускает – устаревшее и вредное сырье. «Что касается «Метахима», мы не верим в будущее триполифосфата”, считает генеральный директор «ФосАгро” Максим Волков. «Метахиму» следовало бы перепрофилировать предприятие, так как апатитовый концентрат дорожает, а на использование продукции «Метахима» есть экологические ограничения, у нее нет будущего на рынке, - сказал М.Волков.

Перепрофилироваться собственники «Метахима» не планируют. Однако и вкладывать средства в уже имеющиеся мощности, не хотят. Сейчас обсуждается проект модернизации всей пикалевской производственной цепочки. Однако, по словам Максима Волкова, для модернизации необходимо участие всех предприятий производственного комплекса. В настоящий момент проект поддержан «БазелЦементом», но, как подчеркнул глава «ФосАгро», «сдерживается позицией группы «Метахим». А между тем ни для кого не секрет, что база завода давно нуждается в обновлении. Стоит ли бороться за устаревшее предприятие, чья продукция неэкологична и маловостребована?

Наследники 101 километра

Очевидно, что необходимость сохранять функционирующий «Метахим» - под большим вопросом. Но не меньше вопросов вызывает сам 45-ти тысячный Волхов – город с особой историей. Криминальной. Десятилетиями сюда ссылали преступников из Ленинграда и области. Контингент в Волхове сложился соответствующий – внуки и правнуки воров, разбойников и проституток.

Конечно, сыновья за отцов не отвечают, но гены ведь никто не отменял. И, может быть, вместо того, чтобы пытаться спасти этот злачный уголок, было бы правильнее его прикрыть.

Волхов исторически сложился как моногород. А тенденция к исчезновению моногородов уже наметилась – как писала в ноябре 2010 года газета «Ведомости», опираясь на информацию, полученную от чиновников, развивать подобные малые города населением до 100 000 человек, бесперспективно. «Предлагается создавать условия для ускоренной миграции населения из малых городов в большие и таким образом обеспечить перевод процесса урбанизации на качественно иную основу. Процесс оттока населения из российской глубинки в крупные экономические и промышленные центры будет поставлен под госконтроль», пишет издание. Среди проблем моногородов указывается: «законсервированность потенциала населения», производство адаптированное лишь к одному сегменту рынка, нехватка социальной инфраструктуры.

Таким образом, идея “похоронить Волхов” представляется вовсе не такой уж утопичной, а вполне оправданной – как с социальной, так и с экономической точки зрения।

Андрей Николаев